РУС БЕЛ ENG

Родительский университет

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о родительском университете

 

  1. Общие положения.

1.1. Положение о родительском университете Государственного учреждения образования «Татарковская средняя школа» (далее – Положение) разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.

1.5. Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.

1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.

  1. Цели, задачи и направления деятельности, ступени реализации и формы проведения занятий.

2.1. Целью создания родительского университета является:

создание условий, способствующих педагогическому и психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

2.2. Задачи:

построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;

организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);

повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;

пропагандировать позитивный образ семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;

содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;

формировать ценностно-смысловые основы родительства;

актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;

обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2.3. Основные направления деятельности родительского университета

– организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

– правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

– психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

– гражданское: о путях развития образования, школы.

– консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;

– научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

– расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;

– организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;

– построение системы распространения эффективного педагогического опыта;

– трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;

2.4. Три ступени реализации родительского университета

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

2.5. Формы проведения занятий

традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в мероприятиях).

  1. Условия, порядок создания и управление родительским университетом.

3.1. Условия создания родительского университета:

создается на базе Государственного учреждения образования «Татарковская средняя школа»;

создается на основании приказа директора школы и настоящего Положения;

координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;

реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;

родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;

на школьном интернет-сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет», для последующего размещения тематической информации в рамках родительского университета.

3.2. Координатор родительского университета:

– несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;

– координирует деятельность родительского университета;

– осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальным педагогом, педагогам-психологом;

– подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;

– ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;

– в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

3.3. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

3.4. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.

3.5. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.

3.6. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

  1. Структура родительского университета.

4.1. Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.

4.2. Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.

4.3. Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.

  1. Документация.

– Приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района.

– Положение о родительском университете.

– План работы на учебный год.

– Методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).

  1. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение.

6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.

 

План работы

Родительского университета

государственное учреждение образования

«Татарковская средняя школа»

на 2023/2024 учебный год

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования;

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования;

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребёнок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

Темы занятий

 

Сроки проведения

Ответственные

1-е классы

11.

Адаптация учащихся в 1-м классе

Сентябрь

 

Классный руководитель, педагог-психолог

педагог социальный

12.

Режим дня школьника

Ноябрь

 

Классный руководитель,

педагог-психолог

13.

Как научить ребёнка основам безопасного поведения

Январь

 

Классный руководитель,

педагог социальный

14.

Положительные эмоции в жизни школьника

Апрель

 

Классный руководитель,

педагог-психолог

2-е классы

21.

Как родители могут помочь ребёнку учиться

Сентябрь

 

Классный руководитель,

педагог социальный

22.

Главные правила здорового образа жизни

Ноябрь

 

Классный руководитель,

педагог-психолог

23.

Влияния семьи на эмоциональное состояние ребёнка

Январь

 

Классный руководитель,

педагог социальный

24.

Обязанности ребёнка по дому

Апрель

 

Классный руководитель,

педагог-психолог

3-е классы

31.

Значение школьной отметки в жизни ребёнка

Октябрь

 

Классный руководитель,

педагог социальный

32.

Развитие познавательных способностей младших школьников

Декабрь

 

Классный руководитель,

педагог-психолог

33.

Воспитание без насилия

Февраль

 

Классный руководитель;

педагог социальный

34.

Эффективное общение в семье – залог успеха школьника

Май

 

Классный руководитель,

педагог-психолог

4-е классы

41.

Организация безопасного взаимодействия с компьютером

Октябрь

 

Классный руководитель,

педагог социальный

42.

Воспитание самостоятельности и ответственного поведения

Декабрь

 

Классный руководитель;

педагог-психолог

43.

Как поддержать интерес к учёбе

Февраль

 

Классный руководитель,

педагог социальный

44.

Особенности перехода в 5-й класс

Май

 

Классный руководитель,

педагог-психолог

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребёнок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

Темы занятий

 

Сроки проведения

Ответственные

5-е классы

11.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса

Сентябрь

 

Классный руководитель,

педагог-психолог

12.

Ребёнок среди сверстников

Ноябрь

 

Классный руководитель,

педагог социальный

13.

Ваш ребёнок вырос. Общение подростков со сверстниками и взрослыми

Январь

 

Классный руководитель;

педагог-психолог

14.

Меры наказания и поощрения в современной семье

Апрель

 

Классный руководитель,

педагог социальный

6-е классы

21.

Влияние семьи на развитие личности ребёнка

Сентябрь

 

Классный руководитель,

педагог-психолог

22.

Профилактика проблемного поведения подростков

Ноябрь

 

Классный руководитель,

педагог социальный

23.

Безопасность подростков в сети Интернет

Январь

 

Классный руководитель,

педагог-психолог

24.

Организация летнего отдыха подростков

Апрель

 

Классный руководитель, педагог социальный

7-е классы

31.

Культура здоровья

Октябрь

 

Классный руководитель,

педагог-психолог

32.

Профилактика вредных привычек

Декабрь

 

 

Классный руководитель;

педагог социальный

33.

Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Февраль

 

Классный руководитель;

педагог-психолог

34.

Как повысить учебную мотивацию подростков

Май

 

Классный руководитель,

педагог социальный

8-е классы

41.

Как помочь подростку обрести уверенность в себе

Октябрь

 

Классный руководитель,

педагог-психолог

42.

Как уберечь подростка от насилия

Декабрь

 

Классный руководитель,

педагог социальный

43.

Профилактика кризисных состояний

Февраль

 

Классный руководитель;

педагог-психолог

44.

Культура поведения в конфликтных ситуациях

Май

 

Классный руководитель,

педагог социальный

9 классы

51.

Жизненные цели подростка

Сентябрь

 

Классный руководитель,

педагог социальный

52.

Самооценка в подростковом возрасте

Ноябрь

 

Классный руководитель;

педагог-психолог

53.

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять

Январь

 

Классный руководитель,

педагог социальный

54.

Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Апрель

 

Классный руководитель,

педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребёнок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

Темы занятий

Сроки проведения

Ответственные

10-е классы

11.

Особенности общения с детьми-старшеклассниками

Сентябрь

 

Классный руководитель,

педагог социальный

12.

Первая любовь в жизни вашего ребёнка

Ноябрь

 

Классный руководитель;

педагог-психолог

13.

Помощь подростку в построении реалистичной профессиональной цели

Январь

 

Классный руководитель,

педагог социальный

14.

Свобода и ответственность

Апрель

 

Классный руководитель,

педагог-психолог

11-е классы

21.

Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Октябрь

 

Классный руководитель,

педагог социальный

22.

Как уберечь ребёнка от зависимостей?

Декабрь

 

Классный руководитель;

педагог-психолог

23.

Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни

Февраль

 

Классный руководитель,

педагог социальный

24.

Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Май

 

Классный руководитель,

педагог-психолог

 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ п/п

Тема консультации

Категория родителей

Сроки проведения

Ответственные

1.

Успешная адаптация к школе

Родители учащихся

1-х класса

 

сентябрь

Педагог-психолог

 

2.

Конфликты с подростком. Как вести себя в конфликтной ситуации

Родители учащихся

7-8-х классов

Педагог социальный

 

3.

Главные правила здорового образа жизни

Родители учащихся

2-х класса

Педагог-психолог

 

4.

Мобильный телефон и дети

Родители учащихся

3-4-х классов

Педагог социальный

 

5.

Некоторые вопросы адаптации пятиклассников

Родители учащихся

5-х класса

октябрь

Педагог-психолог

 

6.

Если ребенок подвергается травле

Родители учащихся

7-8-х классов

Педагог социальный

 

7.

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ

Родители учащихся

9-11-х классов

Педагог-психолог

 

8.

Профилактика правонарушений детей младшего школьного возраста

Родители учащихся

3-4-х классов

Педагог социальный

 

9.

Первые отметки и отношение к ним

Родители учащихся

3-х класса

Педагог-психолог

 

10.

Помощь подростку в кризисных ситуациях

Родители учащихся

10-11-х классов

ноябрь

Педагог социальный

 

11.

Подросток и социальные сети

Родители учащихся

7-8-х классов

Педагог-психолог

 

12.

Безопасность дома и в школе

Родители учащихся

1-2-х классов

Педагог социальный

13.

Психологические особенности младшего школьника

Родители учащихся

1-2-х классов

декабрь

Педагог-психолог

 

14.

Школьные конфликты

Родители учащихся

6-х класса

Педагог социальный

15.

Предупреждение вредных привычек

Родители учащихся

5-6-х классов

Педагог-психолог

 

 

поделиться в: